Культура и цивилизация

Культура и цивилизация

Помните, что я говорил о Моцарте — нет таких техник и технологий, которые позволили бы стать Моцартом.

Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом не станешь.

Нельзя стать ни Моцартом, ни Пушкиным, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все ее материальные и духовные проявления: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры, ее стиль. Такой человек как бы попадает на силовые линии культуры и движется по ним, они ведут его от открытия к открытию.

Моцарт не выдумывал, не вымучивал музыку, она сама “прорастала”, сама жила в нем во всем богатстве ее звуков, гармоний, мелодий.

Пушкин купался в стихии языка, чувствуя тончайшие нюансы слов, рифм и размеров, прекрасный и могучий русский язык — целостная культура говорила через поэта.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии.

Культурная форма в данную эпоху одна, она только проявляется в каждой сфере по-разному. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле.

Помните, как Эйнштейн советовал математикам заниматься музыкой? Русский поэт Осип Мандельштам писал, что появившиеся в XIX веке железные дороги изменили ритм и строй русской прозы.

Казалось бы, какое отношение имеют железные дороги к литературе? На самом же деле железные дороги изменили ритм жизни в целом, сблизили разные концы страны, сделали наглядным наступление новой технической эры, и это не могло не отразиться на литературе, на мироощущении писателей. А открытие микромира послужило еще более мощным толчком для создания новой культурной формы: она проявилась и у художника В. Кандинского, первого абстракциониста, со взрывающейся на его картинах материей, и у писателя А. Ремизова в его ритмической прозе, и у поэта Андрея Белого с его фантастическим описанием (в двадцатых годах) взрыва атомной бомбы и т.п.

Интересно, что в развитой культуре даже маленькому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. В Китае в средние века была очень высокая поэтическая культура: стихи писали все — от императора до портного, и было большое количество, к сожалению, нам не известных, крупных поэтов. Люди с детства росли в атмосфере поэзии.

Высочайшая культура живописи в XVI — XVII веках в Голландии дала миру не только великих мастеров, но и большое количество интересных художников. В России стать признанным поэтом труднее, чем где-либо, поскольку уровень российской поэзии настолько высок, поэзия в России, как и средневековом Китае, настолько массовое явление (по крайней мере была таковым до последнего времени), что для того, чтобы подняться выше общего уровня, нужно обладать совершенно необыкновенными способностями.

Внешняя культура называется цивилизацией.

Цивилизация характеризует уровень господства общества над природой и над самим собой — это совокупность машин, механизмов, каналов, плотин, домов, материалов, законов, упорядочивающих человеческие отношения и т.д. Так, например, была древнеегипетская культура: мифы сказания, религия, литература; древнеегипетская цивилизация: техника обтесывания камней для пирамид, машины и механизмы, позволяющие строить пирамиды, рыть каналы, делать оружие; законы, регулирующие жизнь общества (охраняющие власть фараона и касту жрецов, разносящие всех граждан на разные классы и сословия и т.д.) Между культурой и цивилизацией нет прямой зависимости.

Достижения цивилизации помогают развитию культуры: изобретение книгопечатания позволило сохранить и размножать достижения культуры. Но очень часто страны, в которых цивилизация была развита незначительно, вносили огромный вклад в обще человеческую культуру.

Россия в XIX веке была малоцивилизованной страной, но русская литература этого века — великое культурное достижение.

Избранные тексты Культура и цивилизация “У каждой души есть религия. Это лишь иное наименование ее бытия. Все живые формы, в которых она выражается, все искусства, доктрины, обычаи, все метафизические и математические миры форм, каждый орнамент, каждая колонна, каждый стих, каждая идея в глубине глубин религиозны и должны быть таковыми.

Разное

Подобные работы

Познание: возможности и границы

echo "Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религ

Гераклит и его учение о логосе

echo "Зрелая часть Гераклита относилась ко времени, когда на ближнем Востоке, примыкавшем к Ионическому греческому побережью, господствовали персы. Мощная в военном отношении Персидская монархия непр

Антропологический материализм Фейербаха

echo "Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевски

Шпаргалка по философии

echo "Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать

Набор ответов для экзаменов по философии

echo "Сознание и язык -- PAGEREF _Toc527349706 h 48 Вопрос №26 Общественное сознание и его структура -- PAGEREF _Toc527349707 h 49 Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа -- PAGEREF _Toc5

Астрология как социальный институт

echo "Следует проследить, насколько это возможно, ее развитие и понимание на разных исторических этапах. Астрологию, как станет ясно ниже, невозможно описать вне понятия оккультизма. Я хочу, чтобы эт

Иммануил Кант и Рене Декарт

echo "Значение первых космогонических гипотез состояло прежде всего в том, что они пытались объяснить происхождение небесных тел как результат естественного процесса, а не одновременного акта божестве

Буддизм

echo "Проверила пр-ль Щербакова Г.Л. Тамбов 1999 План TOC o '1-3' БУДДИЗМ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ..................................... PAGEREF _Toc466010642 h 3 ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ БУДДИЗМ