Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве

Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслительрисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Это одно из немногих произведений древнерусской литературы, которое повествует о походе в чужую землю, однако поход князя Игоря не был победоносным.

Удивительно, что автор «Слова» темой своего произведения избрал поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей. Эти обстоятельства давали возможность неизвестному автору гениального творения XII века не только выразить свое гражданское отношение к происходящему, но и нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, сражавшихся далеко от родной земли, в «степи незнаемой» с противником, превосходящим его силою, и дать выразительные характеристики русским князьям той эпохи. О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрека. Он чужд каких-либо своенравных расчетов, стремления к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом – Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь. И в каких трогательных словах выражена эта готовность: Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Сделай же, брат мой, своих борзых коней, А мои-то готовы, оседланы под Курском заранее. В “Слове о полку Игореве” князь Черниговский Буй-Тур Всеволод описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, подсвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”. В грозной сече Всеволод ведет себя как подобает храброму и опытному воину: не думает ни о ранах своих, ни о славе, ни о богатстве, ни об отцовском престоле в Чернигове, не вспоминает и о милой, желанной красавице своей Глебовне. Весь он поглощен битвой. Ярый Тур Всеволод! Стоишь ты в самом бою, Прыщешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, Своим золотым шлемом подсвечивая, Там лежа поганые головы половецкие, - восхищенно, непосредственно от себя говорит автор «Слова». И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода. «Не сдержав юности», подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь и его брат Всеволод повели свои «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Автор «Слова» любит своих мужественных и смелых героев, поет славу храбрецам, бросившим вызов врагу и судьбе, и осуждает, творит над ними свой суд, ибо самым высоким идеалам для него остается благо его родной земли и народа. С гораздо большим осуждением говорит автор «Слова о полку Игореве» о родоначальнике князей ольговичей и деде Игоря Святославовиче – Олеге Гориславиче.

Вспоминая этого Олега, автор «Слова» говорит, что «он крамолу ковал и стрелы по земле сеял», при нем сеялась и прорастала усобицами Русская земля. Автор «Слова» отмечает гибельность крамол Олега прежде всего для трудового народа.

Зачинателем усобиц изображен и родоначальник полоцких князей Всеслав Полоцкий. Весь текст о Всеславе представляет собой размышления о его злосчастной судьбе. Это неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, «вещий неудачник». В остальных русских князьях автор «Слова о полку Игореве» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчеркивает подвиги русских князей, рисует их могущество, их славу. В образах русских князей отражены его мечты о сильной власти и военном могуществе на Руси.

Поражение Игоря открыло половцам «ворота на Русь», и вот уже приходят они на Русскую землю; «невеселое время настало», «тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской». Пример неудачного похода Игоря, дерзкого и отважного князя, но действовавшего в одиночку, дал возможность автору «Слова» резко осудить индивидуализм русских князей, княжеские усобицы, отсутствие единства в их борьбе с внешним врагом.

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода.

Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование.

Благодаря этому, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.

Святослав призывает прекратить все распри между собой, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Познакомившись с содержание «Слова о полку Игореве», осмыслив его сюжет и композицию, поступки действующих лиц, размышления автора и его героев, можно сказать, что все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжелые беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря – все это изображено с целью убедить русичей, что единение общих усилий необходимо. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу. Автор «Слова» одаренный и мужественный человек, способный посмотреть далеко вперед, заставил многие и многие поколения сопереживать русским XII века. Он провозгласил истины: дороже Родины ничего нет, самое большое богатство страны – народ, долг человека, стоящего у власти – служить ему, священнее и почетнее обязанностей для главы государства нет. До сих пор «Слово о полку Игореве» поражает нас своей формой и поэтической стройностью. Автор создал не плач о поражении Игорева войска, не радостную песнь о возвращении князя из плена, хотя, элемент того и другого присутствует, а глубоко поэтическую повесть о русской земле, о ее судьбе. «Слово» содержит в себе как элементы устного народного творчества в язычестве, так и элементы книжного стиля.

Поэтичность, эмоциональность, публицистичность «Слова» становятся еще более ощутимы в сравнении с летописной повестью о походе Игоря в «Ипатьевской» летописи.

Близость двух произведений очевидна; в них сходно излагается общий ход событий, роднит их и авторское отношение к Игорю, и понимание того, сколько губительным для Руси оказались последствия поражения Игорева войска.

Устная, фольклорная, поэтическая стихия сильнее проявилась в «Слове», летописная повесть более документальна, точна, объективна в описании.

Разное

Подобные работы

Новые подходы к рассмотрению личности Печорина (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")

echo "Проведено изучение научных трудов в историческом аспекте: современников М.Ю. Лермонтова и исследователей и критиков второй половины XIX века. Была изучена биографическая и библиографическая лите

Тема вольности в произведениях А.С. Пушкина

echo "Пожалуй, одной из чаще всего повторяющихся в пушкинских стихах слов – свобода (или равнозначные – вольность, воля). Бесконечны оттенки смысла и содержания этого слова у Пушкина. Но главный, сокр

Судьба и творчество Даниила Хармса

echo "Митьки ВВЕДЕНИЕ В истории русской, да и всей мировой литературы найдется немного литературных судеб, подобных судьбе Даниила Хармса. Феномен писателя, зарабатывающего на жизнь талантливыми прои

Островский - Бесприданница. Письмо Кулигина к Борису

echo "Говорят ведь, гром не грянет – мужик не перекрестится. Так вот Кабаниха-то, Катерину потерявши, принялась возвращать то, что еще было не совсем потеряно. Узнала, куда Варвара с Кудряшом сбежала

Творчество И.Ф. Анненского. Своеобразие лирики и литературной критики

echo "Иванова или М. Волошина. В период с 1917 по 1991 год много этим вопросом не занимались. Из фундаментальных работ следует отметить монографию А.В. Федорова 'Иннокентий Анненский. Личность и твор

Поэтический мир Н.С. Гумилева

echo "Ранний романтизм: 2-й сборник стихов. 3-й сборник стихов. 4-й сборник стихов. в. Война в жизни поэта. г. 5-й сборник стихов. д. 6-й сборник стихов. е. Три последних года жизни Н.С.Гумилева. 7-й

Религиозный фон романа Эрнеста Хемингуэя "Прощай, оружие!"

echo "Священник покачал головой и прошел мимо». Простое на первый взгляд описание на самом деле символично. Слякоть, по которой осторожно ступает полковой священник, - это война, в буквальном смысле,

Символика заглавий книг А. А. Ахматовой

echo "Библиография……………………………………………………стр. ВВЕДЕНИЕ. А..А. Ахматову в настоящее время рассматривают как поэта того периода ХХ столетия, который, начиная с 1905 года, охватывает две мировые войны, рево